антипод

  • 101Piano —         (пиaно, точнее пьяно, итал., букв. тихо; сокращённое обозначение р) одно из важнейших динамич. обозначений (см. Динамика). По смыслу составляет антипод к обозначению forte. Наряду с итал. термином Р. в странах нем. языка иногда… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 102Галантный стиль —         (от франц. galant учтивый, вежливый, изысканный) стиль европ. музыки начала и сер. 18 в. Наз. также стилем рококо (франц. rococo) по аналогии с соотв. стилем изобразит. иск ва. Термин галантный первоначально служил для обозначения салонно …

    Музыкальная энциклопедия

  • 103Истинноречие —         в рус. церк. пении произношение слов так, как они слышатся в речи. Антипод И. разделноречие, когда при пении в тексте вставляются гласные, отсутствующие в речи. Напр., фраза умом своим просветився в раздельноречном пении произносилась как …

    Музыкальная энциклопедия

  • 104Романтизм —         (франц. romantisme) художеств. течение, сформировавшееся в кон. 18 нач. 19 вв. сначала в лит ре (Германия, Великобритания, др. страны Европы и Америки), затем в музыке и др. иск вах. Понятие Р. произошло от эпитета романтический ; до 18 в …

    Музыкальная энциклопедия

  • 105ЛЕНИН — (Ульянов), Владимир Ильич (10(22).IV.1870 21.I.1924) величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистич. партии Сов. Союза, основатель Сов. социалистич. гос ва, учитель и вождь… …

    Советская историческая энциклопедия

  • 106РЕВОЛЮЦИЯ — социальная коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной Р. является конфликт между растущими… …

    Советская историческая энциклопедия

  • 107ХАЗАРСКИЙ СЛОВАРЬ — роман сербского писателя Милорада Павича (1983) одно из сложнейших и прекраснейших произведений современного постмодернизма. Павича называют балканским Борхесом, хотя в отличие от настоящего Борхеса, скорее всего, когда наш словарь выйдет в свет …

    Энциклопедия культурологии

  • 108Безобразное — Одна из основных категорий эстетики, оппозиционная категории прекрасного, обозначающая ту область неутилитарных субъект объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В… …

    Энциклопедия культурологии

  • 109Берг — (Berg) Альбан (1885 1935) Один из трех основных представителей так наз. «нововенской школы» XX в. (наряду с А. Шёнбергом и А. Веберном), яркий выразитель австро немецкого музыкального экспрессионизма и европейского авангарда. Б. создал… …

    Энциклопедия культурологии

  • 110Оральная эротика —         эротическая притягательность рта, включая губы и полость рта. Все вместе образует эрогенную зону. стоящую на одном из первых мест в любовной игре, причем не только в начале контакта, но и во время всего любовного акта. Взаимное… …

    Сексологическая энциклопедия

  • 111норадреналин — м. Антипод адреналина. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 112АНТИПАСХА — жен. неделя по Пасхе, неделя Св. Фомы, Фомина неделя, Красная горка. Антипат муж. черный коралл. Антипатия жен. противострастие; природное отвращение, безотчетная нелюбовь, ненависть; ·противоп. симпатия, сострастие, сочувствие, пристрастие.… …

    Толковый словарь Даля

  • 113ПРОТИВ — ПРОТИВ, противу, проти нареч. или предл. с дат. встречу, навстречу, встрет, всреть, встречь, сустречь. Великий князь Дмитрий отпусти бояр своих старейших противу сыну своему. Ноньма, чай, наши будут, выдти бы к ним проти, перм. Иди ты зверю… …

    Толковый словарь Даля

  • 114Надворный советник —         Чин VII класса, равный подполковнику. Герой «Женитьбы» Гоголя надворный советник Подколесин провозглашает: «Да, батюшка, уж как ты там себе не переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет ».… …

    Энциклопедия русского быта XIX века

  • 115ЖИВАГО — герой романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» (1946 1956). О прототипе Ж. сам Пастернак в 1947 г. сообщал следующее: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и… …

    Литературные герои

  • 116МАНИЛОВ — персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842 под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842 1845). Значимое имя М. (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень,… …

    Литературные герои

  • 117СГАНАРЕЛЬ — (фр. Sganarelle) центральный персонаж комедий Мольера «Летающий доктор» (1654), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Школа мужей» (1661), «Брак поневоле» (1664), «Любовь целитель ница» (1665), «Лекарь поневоле» (1666), «Дон Жуан, или… …

    Литературные герои

  • 118ШТОЛЬЦ — центральный персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848 1859). Литературные источники образа Ш. гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том «Мертвых душ»), Петр Адуев («Обыкновенная история»). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в… …

    Литературные герои

  • 119ЧОНКИН — герой романа В.Н.Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (первая книга 1975, вторая книга 1979; первоначальное жанровое определение «роман анекдот»). Завязка романа сугубо реалистическая. Летом 1941 года в деревне… …

    Литературные герои

  • 120БАТАРА ГУРУ — 1) главный бог из триады верховных богов у батаков острова Суматра (Зап. Индонезия). По представлениям батаков, был создан Мула Джади из яйца бабочки и считается, как и вся триада (Б. Г., Мангалабулан, Сорипада), эманацией Мула Джади в срединном… …

    Энциклопедия мифологии